Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 20:40

Сайт социального педагога МБОУ "Лицей № 44"
Елены Анатольевны Налютовой

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проекты и программы


Программа профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних «Будущее зависит от нас!»  

   Актуальность программы.

  В последнее время  в России произошли значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Часть населения не смогла приспособиться к новым условиям жизни, вследствие чего произошло ухудшение ее социально-экономического положения. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира, безработица, резко возросшая миграция, особенно из неблагоприятных   в  экономическом отношении регионов,  остро отразилась не только на положении  взрослых, но и на детях.  Эти особенности и  привели, в свою очередь,  к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, развивающегося на фоне равнодушного и невнимательного отношения  к ним родителей, друзей, родителей, педагогов, общественности.

    В силу всех этих обстоятельств у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению  к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, интересов  и склонностей, которые нередко порождают группы безнадзорных правонарушителей.  И только вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков, правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь может сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека. Следует  отметить, профилактическую работу необходимо начинать с младшего школьного возраста.

    Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск снижения роста безнадзорности,  преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, а повышение эффективности  профилактики является неотъемлемой частью в решении этой задачи.  Необходимость скорейшего решения задачи обусловлена и тем, что  в нашей стране из года в год все больше становятся несовершеннолетних правонарушителей и преступников, безнадзорных детей.

    Наиболее существенной причиной правонарушений и преступлений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, именно поэтому особое внимание нужно уделять  воспитанию у школьников устойчивых положительных качеств.

 

   Цель программы – создание эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

 

  Задачи программы:

  • выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;
  • проведение профилактической и информационно-просветительной работы по вопросам осуществления защиты прав и интересов обучающихся;
  • профилактика нарушений эмоционального и личностного развития обучающегося;
  • развитие творческих способностей и социальной активности обучающихся «группы риска» и проблемных классов;
  • повышение правовой, психологической, педагогической компетентности родителей.
  • повышение уровня воспитательно-профилактической работы с обучающимися.

 

         Соответственно этим задачам профилактическая работа включает следующие компоненты:

  • образовательный;
  • психологический (коррекция определенных  психологических особенностей)
  • социальный (помощь с социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.).

   Условия, при выполнении  которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников:

  • изменение условий семейного воспитания;
  • успешность обучающихся в учебной деятельности;
  • обеспечение их психологической защищенности;
  • развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учениками;
  • овладение педагогами и родителями знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
  • создание благоприятных условий для развития и самореализации школьников.

 

  Принципы профилактической работы:

  • комплексность – системность планируемых мероприятий;
  • дифференцированность – учет возрастных особенностей и специфики работы с обучающимися;
  • многоаспектность – сочетание различных направлений (социального, психологического, образовательного);
  • последовательность;
  • аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, что является одним из моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения.

 

Основания для разработки программы:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Закон Чувашской республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»;

Ресурсное обеспечение программы.

В реализации программы участвуют:

  • директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, организаторы детского творчества, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, школьный врач, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования;
  • представители правоохранительных органов;
  • представители общественных организаций.

 

Механизм реализации программы.

  • Управление и контроль хода реализации программы осуществляются советом школы.
  • Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.
  • Для реализации программы по каждому определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

 

Сроки реализации программы: сентябрь 2012г.- май 2014 года

Этапы реализации программы:

I этап –  сентябрь 2012г.- декабрь 2012г. – подготовительный

II этап – январь 2013г. – январь 2014г.  – основной

III этап – февраль 2014г.- май 2014г.  – обобщающий

 

                        Этапы

Содержание работы

1.

Подготовительный

-совершенствование нормативно-правовой базы;

-определение стратегии и тактики деятельности;

-укрепление межведомственного сотрудничества;

-обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

-разработка методик и проведение в лицее социологического исследования обучающихся, учителей и родителей, направленного на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

2.

Основной

-организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

-оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

-использование в учебно-воспитательном процессе лицея личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у несовершеннолетнего устойчивых нравственных качеств.

3.

Обобщающий

-обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

-соотношение результатов реализации программы

с поставленными целями и задачами;

-определение перспектив развития лицея в этом направлении и корреляция программы.


Ожидаемые результаты реализации программы:

·  повышение эффективности работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

·   активизация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;

  • стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества правонарушений среди школьников.
  • увеличение числа обучающихся, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;
  • повышение правовой и психологической компетентности родителей.

 

 

Таким образом, программа направлена на:

·         организацию разносторонней и разнообразной деятельности по профилактике правонарушений;

·         налаживание взаимовыгодного  взаимодействия между личностью учащегося и обществом, его окружающим;

·         предупреждение дезадаптации подростков в современных социально- экономических и политических условиях;                                                                                                                                                                                               

·         воспитание общечеловеческих ценностей;                                           

·         выявление причинно – следственных связей девиантности поведения, оказание педагогической помощи в процессе реабилитации обучающихся.

Формы работы:

·         тематические консультации учащихся и родителей;

·         анкетирование с целью создания социального портрета ребенка и семьи;

·         тренинги;

·         выступление на педсоветах с освещением социальных аспектов обсуждаемых проблем;

·         подбор методической литературы и разработка раздаточного материала;

·         родительские собрания;

·         лекции;

·         диагностика;

·         индивидуальные и групповые консультации;

·         работа по профориентации;

Методы  работы:

·         диагностика личности учащегося, его семьи и социума.

·         словесные методы (беседы, лекции, дискуссии, рассказы)

·         методы воспитания (убеждение, внушение, стимулирование, положительный пример содействия, понимание и поддержка).

·         организационно – распорядительный метод (планирование, анализ, контроль за исполнением, проверка, инструктирование).

·         индивидуальный подход, включающий изучение проблемы ребёнка, особенности его личности, состояние семейных отношений, уровень социальной адаптации.

·         обучающие семинары и тренинги для участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

 

 Теоретическое обоснование программы.

Программа  деятельности школы  по   профилактике  безнадзорности,  правонарушений  и злоупотребления психоактивными веществами опирается на следующие  концептуальные   основы:

1. Педагогизация окружающей среды - интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания: семьи, школы, учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства, административно-правовых структур и общественности.

2. Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно полезную деятельность); эмоциональной (отношение с окружающими).

3. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

4. Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительное в его личности.

5. Комплексный и системный подход к диагностике,  профилактике  и коррекции.

6. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.

7. Принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков аддиктивнoго поведения.

 

      Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим жить в обществе, основываясь на твердых нравственных позициях. Любите детей такими, какие они есть. «Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить», - говорила американская писательница, Нобелевский   лауреат Перл Бак. 

Приложение к программе

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz